Материалы в данной статье приведены в ознакомительно-справочных целях.
2 Сентября

Отличие задвижки от вентиля

Разновидность запорной арматуры

Ни одна трубопроводная система не может обойтись без важнейших элементов трубопроводной арматуры, предназначенных для перекрытия и регулирования потока рабочей среды. К ним относятся задвижка и вентиль. Многие считают, что вентиль - это задвижка только меньшего размера, но на самом деле это разные элементы трубопроводной арматуры, имеющие существенные конструкционные отличия, которые определяют особенности их эксплуатации. Между ними много общего, но, тем не менее, это разные устройства, которые отличаются друг от друга как конструктивно, так и функционально. Каждый элемент арматуры выполняет свою задачу по-разному. Чтобы вам было проще выбрать нужное устройство, мы расскажем об основных отличиях задвижки от вентиля.
вентиль схематичный рисунок

задвижка схематичный рисунок

Конструктивные отличия задвижки от вентиля

Основное отличие между задвижкой и вентилем заключается в конструкции запорных элементов. В задвижке - это клин или параллельный затвор, состоящий из одного или двух дисков. При вращении шпинделя запорный элемент перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды, открывая или закрывая проходное отверстие задвижки. У вентиля запорный элемент представляет собой конус или диск (золотник) со штоком на резьбе, движущийся параллельно потоку. При вращении штока происходит опускание запорного клапана в седло, тем самым прекращается подача жидкости. При обратном вращении запорный элемент поднимается, открывая путь для движения рабочей среды.

направление потока в задвижке и вентиле

Корпус задвижки имеет цилиндрическую форму. Поток рабочей среды движется через него прямо. Когда задвижка находится в положении «открыто», поток движется прямолинейно практически без препятствий. Небольшим препятствием может стать сужение проходного просвета и наличие в нем уплотнительных колец. Уплотнительные элементы обеспечивают плотное прилегание запорного элемента задвижки в положении «закрыто». Данная конструкция корпуса обладает малым гидравлическим сопротивлением.

задвижка строение 

Корпус вентиля имеет гораздо более сложную конструкцию. В нем поток рабочей среды движется не прямо, как в задвижке, а делает два последовательных поворота под прямым углом. Такая конструкция создает большое сопротивление при открытом вентиле, т.е. при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока рабочей среды. Однако при закрывании и открывании вентиля запорный элемент перемещается лишь на четверть диаметра условного прохода, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за данного обстоятельства строительная высота задвижек гораздо больше, чем у вентилей.

вентиль строение

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАДВИЖКИ И ВЕНТИЛЯ

И задвижка, и вентиль выполняют свою задачу на трубопроводе – перекрытие потока рабочей среды с одной лишь разницей. Задвижка находится только в двух положениях: «открыто» или «закрыто». Т.е. открывает или перекрывает движение потока рабочей среды. Третьего не дано. Вентиль же кроме этих двух положений может находиться ещё и в промежуточном положении, частично перекрывая поток рабочей среды. Таким образом вентиль регулирует поток в трубопроводе.

общий вид задвижки и вентиля

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЗАДВИЖКИ И ВЕНТИЛЯ

У задвижки ход затвора для полного открытия или закрытия больше чем у вентиля, следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени. У вентиля этот ход всего четверть от номинального диаметра. Поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку. Задвижка имеет малое гидравлическое сопротивление. У полнопроходных задвижек гидравлическое сопротивление практически отсутствует. Из-за сложной конструкции корпуса у вентиля высокое гидравлическое сопротивление. Отсутствие застойных зон у задвижки позволяет применять её на трубопроводах с вязкими и загрязненными средами. Наличие таких зон в корпусе вентиля может стать причиной быстрой коррозии и поэтому ограничивает область его применения. Задвижке сложнее обеспечить высокую герметичность запирающего элемента. Наличие трение при закрытии и открытии затвора задвижки постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей запирающего элемента и корпуса задвижки. У вентиля при посадке затвора в седло трение практически отсутствует, следовательно, отсутствует и износ уплотнений. Устанавливают задвижку только на прямых участках трубопровода. Вентили производятся проходные и угловые. Таким образом, угловые вентили можно устанавливать в месте поворота трубопровода на 90°. При монтаже на трубопроводе задвижку можно устанавливать независимо от направления потока рабочей среды. Вентиль устанавливают так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока рабочей среды в трубе. Задвижку можно устанавливать на трубопроводе с большим номинальным диаметром. У вентиля с большим диаметром работа в разы усложняется. Мощный и сильный поток рабочей среды при проходе через вентиль мешает правильной посадке затвора в седло. Из-за большого хода затвора у задвижки большая строительная высота. У вентиля строительная высота меньше. У задвижки малая строительная длина благодаря простой конструкции корпуса. Строительная длина вентиля примерно в полтора раза больше длины задвижки с аналогичным номинальным диаметром.

запорная арматура фото

ВЫВОД

Между вентилем и задвижкой много общего и также присутствуют принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации. И задвижка, и вентиль успешно справляются со своими задачами в качестве важнейших и самых востребованных устройств запорно-регулирующей трубопроводной арматуры.

867